Алина Ясная

Научу жить позитивно. Блог настоящей Феи.

МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

 
МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

Мишель Борба  не теоретизирует, не выдвигает гипотез и не предлагает читателю общих понятий. Она ясно и четко объясняет, что конкретно необходимо сделать, этап за этапом, шаг за шагом, для достижения коренного изменения в поведении ребенка. 

Идеи, рекомендации, специальные советы и стратегии; а также сам процесс поэтапного изменения проблемного поведения взяты из бесед с родителями, которые, как и вы, совершенно отчаялись, потому что их методы воспитания не давали нужных результатов. Как только родители начинали строго придерживаться плана, предложенного Мишель, поведение их детей менялось. Дети начинали идти на контакт, вести себя лучше. При этом заметно изменились и взрослые: они стали менее напряженными и более удовлетворенными своими родительскими обязанностями.

Советую вам не просто читать эту книгу, а применять ее на практике. В результате вы добьетесь того, чего хотите: ваш ребенок станет послушным. Использование этих стратегий поможет ему выработать хорошее поведение и устойчивые моральные принципы. Ведь именно они делают из ребенка человека. Растить детей в обстановке любви и спокойствия и учить их поступать правильно — самое ценное наследство, которое вы можете им оставить. Желаю успехов в самой главной роли вашей жизни!


 
ОТСУТСТВИЕ ДРУЗЕЙ

 Моя 10-летняя дочь все время жалуется, что у нее нет друзей, а одноклассники недоброжелательны к ней. Я вызвался отправиться на экскурсию вместе с ее классом, чтобы посмотреть, действительно ли дети настроены к ней враждебно. И увидел совсем другую картину, наблюдая, как моя дочь общается с детьми. Она все время требует, настаивает, чтобы было так, как хочет она, и действительно не понимает, как нужно дружить. Могу ли я ей как-то помочь?

 — Гарольд, отец-одиночка, Форт Ворт, штат Техас

 "Почему меня не пригласили?"

 "Никто меня не любит!"

 "Кевин говорит, что я слишком много командую".

 

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

 Существует множество причин, почему у ребенка мало друзей или нет совсем. Мы, родители, можем помочь детям понять это и привить им навыки культуры общения.

 Друзья играют огромную роль в жизни наших детей. Истинная цель воспитания состоит не в том, чтобы вырастить ребенка, пользующегося популярностью, а в том, чтобы помочь ему развить чувство уверенности в себе, необходимое для достижения успеха в любой социальной обстановке. К счастью, навыкам дружить можно научиться. Постепенно обучая ребенка одному навыку за другим, тренируясь вместе с ним снова и снова, до тех пор, пока он не сможет делать это сам, вы поможете ребенку научиться дружить.

 

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРИОБРЕТЕНИЮ ДРУЗЕЙ

 Воспользуйтесь этими четырьмя шагами, чтобы помочь своему ребенку развить в себе социальные навыки и умение быть хорошим другом.

 Шаг 1. Выявите особенности поведения, препятствующие дружбе

 Выясните, каких качеств не хватает ребенку, чтобы иметь друзей и самому быть хорошим другом. Помните, что способность заводить друзей и дружить опирается на навыки общения, которым можно научиться. Вы можете обучить этим навыкам ребенка. Ниже приводятся особенности поведения, свойственные, как правило, детям, нуждающимся в развитии навыков заводить друзей. Отметьте те элементы, которые беспокоят вас в поведении вашего ребенка, и узнайте, что думают по этому поводу другие взрослые, которые хорошо его знают.

 

Признаки, предупреждающие о наличии проблем с дружбой

  • Не уступает своей очереди.
  • Не умеет достойно проигрывать.
  • Редко помогает.
  • Проявляет мало сочувствия к другим.
  • Не умеет играть.
  • Избыточный дух соперничества в поведении.
  • Незрелость поведения по сравнению с другими детьми в группе.
  • Слишком зрелое поведение по сравнению с другими детьми в группе.
  • Припрятывает игрушки и не делится ими.
  • Ведет себя невежливо.
  • Всегда находит оправдания при проигрыше.
  • Находится слишком близко (или слишком далеко) от других детей.
  • Ведет себя как командир; стремится, чтобы все было так, как он хочет.
  • Выглядит мрачным и несчастным.
  • Слишком часто критикует других.
  • Перебивает и никогда не слушает других.
  • Слишком быстро во все вмешивается.
  • Не знает, как начать и как закончить разговор.
  • Не умеет поддерживать разговор.
  • Не знает, как примкнуть к группе детей; робеет.
  • Не обращает внимания на группу.
  • Не смотрит в глаза собеседнику.
  • Бросает игру до ее окончания.
  • Легко расстраивается и злится.
  • Говорит плаксивым тоном, недружелюбно или громко.
  • Меняет правила в середине игры.

 Шаг 2. Выберите несколько новых навыков умения дружить и научите ребенка пользоваться ими

 Выберите один или два элемента поведения из приведенного проблемного перечня и замените их навыками, помогающими дружить. Например, если ребенок все время требует и не идет на компромиссы, ваша задача научить его, как добиться желаемого, но при этом в чем-то уступить другим детям. Выберите время и научите ребенка этому навыку, разыграв ситуацию в лицах. Объясните ребенку, почему этот навык важен, и убедитесь, что ребенок правильно им пользуется. Полезно пойти вместе с ним в какое-нибудь общественное место, например на детскую площадку или школьный двор, где он сможет понаблюдать, как этим навыком пользуются другие дети. Наблюдая за другими, ребенок станет подражать им, а затем пользоваться этим навыком самостоятельно.

 Шаг 3. Дайте ребенку возможность, попрактиковаться в навыке, и обеспечьте обратную связь

 Недостаточно просто рассказать ребенку о том или ином навыке — ребенок должен попрактиковаться в нем с другими детьми. Лучше всего, чтобы он тренировался в использовании навыка общения с незнакомыми детьми, желательно младше его и менее опытными. Общение между детьми должно быть коротким, а вы должны находиться несколько в стороне. Заметив проблемы в общении ребенка с детьми, предложите ему решение, но никогда не делайте этого в присутствии других детей — только с глазу на глаз. "Как все прошло?", "Что ты сказал?", "Как ты думаешь, у тебя получилось?", "Что ты сделаешь иначе в следующий раз?". Не критикуйте ребенка за неправильные действия; напротив, похвалите его за то, что он сделал правильно. Как только ребенок освоит один навык, можно приступать к следующему.

 Шаг 4. Обеспечьте ребенку более благоприятные возможности для дружбы

 Существует множество способов, как родители могут помочь детям заводить друзей. Вот некоторые из них.

  • Поддерживайте дружбу с людьми, имеющими детей примерно того же возраста, что и ваш ребенок.
  • Приобретите интерактивные игрушки, игры и спортивное снаряжение.
  • Научите ребенка ободрять других детей. Детям нравится общаться с приятелями, которые их принимают и создают им репутацию. Продумайте перечень ободряющих фраз, таких как "Прекрасная мысль!", "Великолепно!", "Хорошая попытка!".
  • Вовлеките ребенка в занятие каким-либо видом спорта, хобби или делом, требующим участия других детей.

 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

 Стефан Новицкий — мл. и Маршалл П. Дюк, специалисты но детской психологии и авторы книги Helping the Child Who Doesn't Fit In ("Помощь ребенку, не умеющему приспосабливаться"), считают, что у многих детей, которые хотят быть принятыми сверстниками, но не могут добиться этого, есть проблемы с невербальным общением. Другими словами, им трудно передавать информацию выражением лица, позой, жестом, дистанцией, интонацией, одеждой и т. п.

 Согласно результатам исследований Новицкого и Люка, воспитание навыков невербальной общения помогает таким детям добиться социального признания и облегчает боль социального отторжения.

 ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Начните с того, что вспомните свое детство. Вспомните своих лучших детских друзей. Легко ли вы заводили друзей? Какие навыки общения помогали вам заводить друзей и дружить? Где вы научились этому? Какие навыки общения давались вам сложнее? Не думаете ли вы, что сейчас детям сложнее заводить друзей, чем это было в вашем детстве? Почему да или почему нет?

 Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

  1. Внимательно присмотритесь, какими навыками дружбы пользуется ваш ребенок. Незаметно для него понаблюдайте, как он общается со сверстниками. Понаблюдайте за ним в разных социальных ситуациях, например на детской площадке, во время спортивного состязания, в школе, в общении с одним ребенком, с группой детей, с младшими и старшими детьми.
  2. Понаблюдайте за детьми, о которых ваш ребенок говорит, что они всем нравятся. Попробуйте понять, какими навыками дружбы они пользуются. Что помогает им быть популярными? Поговорите с другими родителями; какие навыки, по их мнению, важны для дружбы?
  3. Определите, каких навыков дружбы не хватает вашему ребенку, пользуясь перечнем поведенческих признаков, предупреждающих о наличии проблем с дружбой. Сравните свои выводы с выводами других взрослых, хорошо знающих вашего ребенка.
  4. Выберите какой-либо один навык дружбы и обучите ему ребенка. Подумайте, как вы будете тренировать ребенка в использовании этого навыка, имитируя общение со сверстником.
  5. Как только ребенок достаточно освоит этот навык, пусть он попробует использовать его в общении с другим ребенком. Поощряйте его попытки научиться дружить и напоминайте, что освоение новых навыков требует усилий.
  6. Обратитесь к шагу 4. Выберите несколько стратегий и запишите, какие шаги вы предпримете.

 !См. также главы Доносительство, Жертва словесных нападок, Застенчивость, Конфликтность, Прессинг со стороны сверстников и Стремление доминировать.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

 


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.
Соседние подразделы:
ЯНУШ КОРЧАК "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?"
Книга известного польского врача, педагога и общественного деятеля о безграничной и безусловной материнской любви. О любви к детям....

КУПИТЬ КНИГУ

255 Р

Тренинг для родителей

1500 рублей

Тренинг "Школа без потерь"

1500 рублей

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Книга "Пишу сердцем"

500 Р

Курс "Пишем сердцем"

5 000 рублей