Алина Ясная

Научу жить позитивно. Блог настоящей Феи.

МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

 
МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

Мишель Борба  не теоретизирует, не выдвигает гипотез и не предлагает читателю общих понятий. Она ясно и четко объясняет, что конкретно необходимо сделать, этап за этапом, шаг за шагом, для достижения коренного изменения в поведении ребенка. 

Идеи, рекомендации, специальные советы и стратегии; а также сам процесс поэтапного изменения проблемного поведения взяты из бесед с родителями, которые, как и вы, совершенно отчаялись, потому что их методы воспитания не давали нужных результатов. Как только родители начинали строго придерживаться плана, предложенного Мишель, поведение их детей менялось. Дети начинали идти на контакт, вести себя лучше. При этом заметно изменились и взрослые: они стали менее напряженными и более удовлетворенными своими родительскими обязанностями.

Советую вам не просто читать эту книгу, а применять ее на практике. В результате вы добьетесь того, чего хотите: ваш ребенок станет послушным. Использование этих стратегий поможет ему выработать хорошее поведение и устойчивые моральные принципы. Ведь именно они делают из ребенка человека. Растить детей в обстановке любви и спокойствия и учить их поступать правильно — самое ценное наследство, которое вы можете им оставить. Желаю успехов в самой главной роли вашей жизни!


 
СКВЕРНОСЛОВИЕ

Мой 12-летний ребенок стал каждый день пользоваться непристойными словами. Я не знаю, где он учится этому скверному языку; совершенно точно, что дома такого он не слышит. Я так боюсь, что он может забыться и сказать это в школе или, того хуже, у бабушки с дедушкой. С ними случился бы удар. Может быть, мне купить для всех затычки для ушей, или вымыть ему рот с мылом, или предпринять еще что-нибудь, чтобы прекратить это?

 — Дебора, мать троих детей, Эдина, штат Миннесота

 "Не смей больше произносить эти слова!"

 "Если ты скажешь это в школе, тебя исключат!"

 "Где ты научился так говорить?"

 

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

 Есть два момента, помогающих вылечить ребенка от сквернословия: первый — сначала определите, какая лексика неприемлема; второй — искореняйте из речи ребенка все, что выходит за рамки дозволенного, и не отступайте.

 В сквернословии детей нет ничего нового. Это типичное явление и служит чуть ли не обрядом посвящения для многих детей предподросткового и подросткового возраста. Это тот тип поведения, который можно ожидать и от дошкольников. Как правило, когда дети этого возраста заканчивают вполне безобидные речевые эксперименты, в их словарь проникают два-три скверных слова. Однако нельзя быть вполне подготовленным к тому, что из ангельских уст ребенка вылетит что-нибудь наподобие "Вот дерьмо!", "Черт!" или исчерпывающее слово из трех букв, особенно в общественном месте. Язык старших детей может достичь таких высот вульгарности и уродства, что это нельзя проигнорировать. По сообщению ABC Nightly News, 80 % опрошенных американцев считают, что вульгарность все больше распространяется, становясь частью культуры. В этом еще одна причина, почему вы должны поработать над перевоспитанием, чтобы сквернословие не укоренилось в ребенке.

 

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ИСКОРЕНЕНИЮ СКВЕРНОСЛОВИЯ

 Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами, чтобы избавить ребенка от сквернословия и непристойности в речи.

 Шаг 1. Установите границы дозволенного

 Определите слова, жесты, богохульные выражения и шутки, которые

 вы считаете оскорбительными. Затем разъясните это ребенку, чтобы он понял. Упомяните бранные слова, которые вы слышали от ребенка или его друзей. Нужно следовать правилу: "Если в чем-то сомневаешься — не произноси это". К составленному вами списку можно добавить и другие, часто повторяемые бранные слова и выражения, поскольку их можно услышать в кино, в популярных песнях и от других людей.

 Шаг 2. Объясните, почему сквернословие неприемлемо

 Если вы хотите, чтобы ребенок изменил поведение, он должен понять, почему вы считаете используемые им слова плохими и оскорбительными. Вот несколько фраз, которыми можно начать этот разговор.

"Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".

 "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель".

 "Люди могут подумать, что ты плохо воспитан".

 "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".

 "Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них — это грубость".

 "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".

 "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".

 Не забудьте упомянуть в ходе разговора о своих надеждах и представлениях о ценностях.

 Шаг 3. Научите ребенка использовать приемлемые синонимы

 Обычно сквернословием выражают огорчение, шок или злость. Дети ограничены использованием нескольких ругательств, поскольку они не знают приемлемых альтернативных выражений. Помогите ребенку запомнить несколько таких выражений. Во-первых, поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут на него беду. (Вспомните, как этому приему следовали герои советского кинофильма "Джентльмены удачи": "Василий Алибабаевич мне на ногу батарею упустил, нехороший он человек!" — Прим. ред.) Или пусть он придумает свои собственные слова. Предоставьте ребенку выбрать одно-два выражения и поощряйте его пользоваться ими вместо оскорбительного набора слов. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

 Шаг 4. Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно

 Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь реагировать не слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на нашу реакцию. Борьбу со сквернословием ведите последовательно. Маленькому ребенку, поступившему так впервые, скажите твердо с глазу на глаз: "В нашей семье такими словами не пользуются" или "Вежливые люди так не говорят". Как правило, у маленьких детей это быстро проходит. Беседуя с ребенком постарше, напомните: "Ты знаешь правило. Я больше не хочу слышать такие слова".

 Если сквернословие становится привычкой, значит, пора вводить соответствующие штрафные санкции. В части IV приведен перечень возможных вариантов. Помните, в этой ситуации нельзя идти на уступки.

 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

 В ходе проводившегося недавно USA Today опроса установлено, что 89 % ректоров колледжей регулярно сталкиваются с грубой лексикой и провоцирующими оскорблениями, направленными против преподавателей и студентов. Согласно результатам исследования, проводившегося специалистами Гарвардского университета, 59 % преподавателей городских школ и 40 %- сельских сталкиваются со сквернословием и непристойными жестами среди учеников.

 

ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Данные свидетельствуют, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов, чем полстолетия назад. Согласны ли вы с этим? Насколько шире распространено сквернословие сейчас, чем во времена вашего детства? Сквернословили ли вы в присутствии родителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным?

 Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить — значит наносить серьезный ущерб воспитанию.

 Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

  1. Пристальнее следите за культурной атмосферой, в которой происходит развитие ребенка: телевидением, Internet, кино, видеоиграми и компакт-дисками. Возможно, эти факторы влияют на его словарный выбор? Может быть, вам стоит установить более жесткие стандарты применительно к его развлечениям? Если это так, что вы предпримете? А как обстоят дела с его сверстниками? Все ли они считают, что сквернословие — это "круто"? Правильно представьте себе ситуацию ребенка.
  2. Подумайте, почему ваш ребенок сквернословит. Возможно, он хочет казаться взрослее и сильнее или вызвать эмоциональную реакцию, привлечь внимание, добиться определенного положения среди сверстников? Может быть, ребенок стал более раздражительным или расстроен чем-то и таким образом ищет выход сильным чувствам? Если вы обнаружите какую-либо другую причину сквернословия, обдумайте ее и составьте конкретный план изменений.
  3. Обратитесь к шагу 1. Какие слова, жесты и шутки вы считаете недопустимыми? Составьте список и дайте его прочесть ребенку, чтобы он уяснил, что от него требуется.
  4. Обратитесь к шагу 2 и напишите несколько фраз, максимально отражающих вашу точку зрения. Обсудите их с ребенком.
  5. Обратитесь к шагу 3. Помогите ребенку подыскать альтернативные слова, заменяющие ругательства.
  6. Если сквернословие продолжается, обратитесь к шагу 4 и примите решение о выборе тех или иных штрафных санкций в случае нарушения установленных правил. Игнорирование брани не заставит ребенка изменить поведение, поэтому будьте последовательны в применении мер пресечения.

 !См. также главы Вспыльчивость, Грубость, Недоброжелательность, Нетерпимость, Оскорбления и Прессинг со стороны сверстников.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

 

 


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.
Соседние подразделы:
ЯНУШ КОРЧАК "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?"
Книга известного польского врача, педагога и общественного деятеля о безграничной и безусловной материнской любви. О любви к детям....

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Книга "Пишу сердцем"

500 Р

КУПИТЬ КНИГУ

255 Р

Курс "Пишем сердцем"

5 000 рублей

Тренинг для родителей

1500 рублей

Тренинг "Школа без потерь"

1500 рублей