Алина Ясная

Научу жить позитивно. Блог настоящей Феи.

МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

 
МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.

Мишель Борба  не теоретизирует, не выдвигает гипотез и не предлагает читателю общих понятий. Она ясно и четко объясняет, что конкретно необходимо сделать, этап за этапом, шаг за шагом, для достижения коренного изменения в поведении ребенка. 

Идеи, рекомендации, специальные советы и стратегии; а также сам процесс поэтапного изменения проблемного поведения взяты из бесед с родителями, которые, как и вы, совершенно отчаялись, потому что их методы воспитания не давали нужных результатов. Как только родители начинали строго придерживаться плана, предложенного Мишель, поведение их детей менялось. Дети начинали идти на контакт, вести себя лучше. При этом заметно изменились и взрослые: они стали менее напряженными и более удовлетворенными своими родительскими обязанностями.

Советую вам не просто читать эту книгу, а применять ее на практике. В результате вы добьетесь того, чего хотите: ваш ребенок станет послушным. Использование этих стратегий поможет ему выработать хорошее поведение и устойчивые моральные принципы. Ведь именно они делают из ребенка человека. Растить детей в обстановке любви и спокойствия и учить их поступать правильно — самое ценное наследство, которое вы можете им оставить. Желаю успехов в самой главной роли вашей жизни!


 
ЧАСТЬ V. Говорите детям, что вы их любите

Самое прекрасное в мире зрелище — это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как вы указали ему путь.

 — Конфуций

  "Я так часто ругала сына, что сегодня он сказал мне, что я его не люблю".

 "Я вынуждена наказывать дочь так часто, что это разрушает наши отношения".

 "Я боюсь, что единственное воспоминание детства, которое останется у моего сына, — это отбывание наказания в углу".

 

 Мы все, конечно, хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть все хорошее, что есть в наших детях: доброе сердце, живой нрав, игривая натура, настойчивость, нежная улыбка. Настоящая опасность заключается в том, что ребенок начнет думать, что мы больше любим его за поступки, а не самого по себе.

 Ребенка удручает, если он слышит только замечания и нотации и видит нас строгими и огорченными. Более того, это может пагубно сказаться на формировании чувства уверенности в себе. Поэтому чрезвычайно важен заключительный элемент перевоспитания: не забывайте говорить ребенку, что вы любите его. Что может быть важнее для ребенка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его, несмотря на плохое поведение?

 

Как у вас это получается?

Вот несколько вопросов, которые помогут вам оценить, насколько успешно вы даете ребенку почувствовать, что дорожите им, особенно когда он плохо себя ведет. Обратите внимание на потенциальные проблемные сферы.

 — Слышал ли когда-нибудь ребенок, как, разговаривая с другими, я говорю о том, какой он хороший и как я его люблю, а не о его плохом поведении?

 — Не сравниваю ли его с братьями, сестрами, ровесниками?

 — Не браню ли его в присутствии других?

 — Всегда ли наказываю ребенка без свидетелей, не унижая его достоинства?

 — Соотносятся ли мои ожидания с возрастом, личностью и уровнем развития ребенка?

 — Выслушиваю ли точку зрения ребенка и прислушиваюсь ли к его мнению?

 — Не забываю ли похвалить и поощрить ребенка, когда он ведет себя хорошо?

 — Всегда ли мне удается сохранять спокойствие, когда занимаюсь воспитанием ребенка, не повышаю ли голос, не кричу ли, не бью?

 — Отвожу ли время, полностью посвященное ребенку, чтобы побыть с ним наедине?

 — Принимаю ли чью-либо сторону в конфликтах между детьми; сказал бы мой ребенок, что я проявляю предпочтения и у меня есть "любимчики"?

 — Не срываюсь ли на детях после трудного дня?

 — Принимаю ли природный темперамент ребенка, мирюсь ли с его личностью?

 — Не требую ли, чтобы все было по-моему, только на том основании, что я родитель?

 — Не пытаюсь ли бороться с какими-либо проявлениями поведения ребенка потому, что вижу такую же проблему у себя?

 — Не забываю ли после применения штрафных санкций сказать ребенку, что его любят и простили?

 — Признаюсь ли ребенку в собственной несправедливости или неправоте?

 Запишите в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, что именно вы обязуетесь сделать для создания более положительных и конструктивных отношений с ребенком. Запишите, что вы решили предпринять в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс изменений.

 

 Воспитание, не лишающее ребенка уверенности в себе

Все дети время от времени плохо себя ведут. Наша реакция на плохое поведение может быть как разрушительной, так и способной сформировать у ребенка чувство уверенности в себе, и это делает нашу задачу особенно сложной.

Вот несколько рекомендаций, как не ранить достоинство ребенка, применяя к нему те или иные взыскания.

Сначала успокойтесь, а потом реагируйте.

Очень часто первый этап изменения проблемного поведения — самый трудный: вы должны оставаться спокойными, несмотря на поведение ребенка. Почувствовав, что в вас закипает гнев, отойдите от ребенка и успокойтесь. Глубоко, медленно вдохните и сосчитайте до десяти или выпейте стакан воды. Запритесь в ванной, если необходимо, но не реагируйте на поведение ребенка, пока не успокоитесь.

Выражая неодобрение, делайте акцент на "я".

Выражая неодобрение, когда вы недовольны поведением ребенка, начинайте со слова "я" вместо "ты". Заметьте, как простая замена "ты" на "я" переводит критикующие и унижающие слова из плоскости, затрагивающей достоинство ребенка, в плоскость оценки его поведения.

Акцент на "ты": "Ты говоришь, как плакса. Никто не будет тебя любить таким".

Акцент на "я": "Я не хочу слышать, как ты хнычешь, потому что людям не нравится, когда рядом с ними хнычут".

Концентрируйтесь на поведении, а не на ребенке

Выговор должен быть направлен на элементы плохого поведения ребенка, а не на самого ребенка. Это одно из самых важных средств, позволяющих сохранить достоинство ребенка и в то же время дать ему понять, что вы не станете мириться с ненадлежащим поведением.

Выговор, направленный на ребенка: "Прекрати хныкать. Можешь Ты вести себя нормально? Твоя сестра так не делает!"

Выговор, направленный на поведение: "Я хочу услышать, что ты думаешь, но скажи мне это не хныкая".

Выговор должен быть поучительным.

Мы часто просим детей прекратить вести себя плохо, но при этом забываем сказать им, как вести себя иначе. При правильном подходе наказание учит ребенка отличать плохое от хорошего, отдавать себе отчет в последствиях, понимать, как исправить поведение, и при этом не ранит его достоинства. Выговор должен объяснять ребенку, что в его поведении неправильно и какого поведения от него ждут.

Выговор: "Ты прервал меня, когда я говорила. Это невежливо. Нужно было дождаться, когда я закончу или, если это действительно так важно, сначала сказать "Прошу прощения".

Поощряйте старания ребенка.

Несмотря на то, что мы всегда должны обращать внимание на ненадлежащее поведение ребенка, нужно помнить, что если мы сконцентрируемся только на проблемном поведении, нам грозит опасность проглядеть хорошие поступки. Поэтому поощряйте любые усилия ребенка исправиться, большие или маленькие. Ваша внимательность поможет ему поверить, что исправить поведение вполне реально.

Поощрение: "Ты смог подождать и не прервал меня. Это трудно, но я видела, как ты старался".

Используйте похвалу для поощрения хорошего поведения

Похвала — один из самых древних методов, которые используют родители для поощрения хорошего поведения, однако она не всегда помогает исправиться. Используйте следующие пять рекомендаций для того, чтобы похвала эффективнее помогала изменить проблемное поведение ребенка.

Конкретная похвала. Заметив хорошее поведение, сформулируйте похвалу таким образом, чтобы ребенок понял, за что именно его хвалят: "Ты был сердит, но не ущипнул Кима. Ты выразил все словами".

Повторяющаяся похвала. Повторяйте похвалу несколько раз, чтобы сделать исправленное поведение привычкой.

Заслуженная похвала. Дети понимают, когда они действительно заслужили похвалу, поэтому убедитесь, что ребенок ее заслужил: "Ты постарался, и теперь твоя работа выглядит намного аккуратнее".

Искренняя похвала. Самое лучшее поощрение — это неподдельная, искренняя похвала, дающая ребенку понять, что он поступил правильно: "Сидеть спокойно было очень трудно, но ты смог сделать это! Молодец!"

Индивидуальная похвала. Эффективная похвала должна быть адресована лично ребенку, который ее заслужил. Не делайте сравнений, особенно с братьями и сестрами! Это может посеять семена обиды и зависти.

 Развивайте положительные качества.

Ребенок, который ведет себя плохо, должен получить порицание; в конце концов, дети хотят понравиться нам и заслужить наше одобрение. Иногда, стараясь исправить проблемное поведение ребенка, мы можем проглядеть его хорошие черты. В результате ребенок теряет уверенность в себе. Поэтому развитие положительных сторон и качеств ребенка является важной частью перевоспитания.

Вот несколько рекомендаций, как помочь ребенку проявить свои таланты и сильные качества.

 — Выберите одно-три положительных качества, которые вы хотели бы в ребенке усилить. Для этого воспользуйтесь перечнем из ста сильных сторон и положительных качеств (см. ниже в этой главе). Убедитесь в том, что это те качества, которые уже имеются у ребенка, а не те, которые вы хотели бы в нем видеть. Запишите в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка такие определения, как, например, добрый, артистичный, умный, творческий, и повторяйте их каждый раз, когда поощряете в нем эти качества.

 — Найдите возможность обращать внимание на сильные качества. Можно начать с одного сильного качества в день, постепенно увеличивая до двух-четырех. Однако, если вы забросаете ребенка похвалами, они утратят эффективность и станут предсказуемыми. Для формирования нового образа требуется, как правило, минимум три недели, поэтому развивайте в ребенке какое-либо одно качество как минимум в течение 21 дня.

 — Хвалите только заслуженно. Поощряйте сильные стороны ребенка, только когда его поступки заслуживают признания. Дети великолепно чувствуют искренность и притворство.

 — Опишите конкретные примеры проявления сильных сторон. Отметьте случаи, когда ребенок проявлял эти качества. Ребенок может не видеть их в себе. Вот несколько примеров того, как следует описывать сильные стороны, чтобы ребенок точно знал, за что он заслужил одобрение.

Художественные способности: "Ты прекрасно рисуешь, в твоих рисунках так много деталей и цвета'".

Доброжелательность: "Ты всегда находишь, что сказать хорошего о людях. Это нас очень радует".

 

Сильные стороны и положительные качества ребенка

Отметьте качества, которые, по вашему мнению, наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Запишите их в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой план. Добавьте новые определения в перечень.

 Визуальные способности

  • черчение
  • фотография
  • запоминание деталей
  • рисование
  • живое воображение
  • зрительное представление
  • чтение карты
  • ориентирование
  • способность к творчеству

 Логика и мышление

  • способность к работе с компьютером
  • организованность
  • способности к решению задач
  • абстрактное мышление
  • математика и цифры
  • логические игры
  • расшифровка кодов
  • здравомыслие
  • способности к наукам
  • сообразительность
  • быстрая обучаемость
  • острая память
  • понятливость
  • ум

 Телесная сфера

  • исполнительские наклонности
  • вживание в роль
  • гармоничность движений
  • танцы
  • сценическое мастерство
  • какой-либо вид спорта
  • физическая сила грациозность
  • выносливость
  • телесная гармония
  • ловкость
  • координация движений Музыкальные способности
  • игра на музыкальных инструментах
  • пение
  • ритмика
  • запоминание мелодий
  • сочинение музыки
  • чтение нот
  • восприятие музыки

 Личность и черты характера

  • способность к творчеству
  • инициативность
  • целеустремленность
  • терпеливость
  • надежность
  • отзывчивость
  • смелость
  • внимательность
  • трудолюбие
  • легкая приспособляемость
  • добродушие
  • ответственность
  • благородство
  • уверенность
  • независимость
  • аккуратность
  • решительность
  • правдивость
  • проницательность нежность
  • зрелость открытость
  • расторопность
  • оптимизм
  • преданность
  • серьезность
  • честность
  • дисциплинированность
  • привязанность
  • сила характера
  • добросовестность

 Социальные навыки

  • дружелюбие
  • лидерство
  • стремление помочь
  • добродушие
  • увлечение спортом
  • вежливость
  • порядочность
  • уступчивость
  • умение быть в команде
  • умение выполнять что-либо в коллективе
  • умение делиться
  • способность к сопереживанию
  • чуткость
  • способность к примирению
  • веселость обаятельность
  • способность к поддержке
  • остроумие
  • умение слушать
  • привлекательность

 Лингвистические способности

  • чтение
  • богатый словарный запас
  • умение хорошо говорить запоминание фактов
  • умение творчески писать
  • поэзия
  • диспуты
  • умение шутить, смешить
  • умение рассказывать

 Внешность

  • аккуратность
  • привлекательность
  • статность осанки
  • особые черты

 Отношение к природе

  • склонность наблюдать
  • любовь к животным
  • любознательность
  • любовь к туризму
  • развивающее коллекционирование

 

  Устраивайте семейные советы

Великолепным способом улаживания семейных конфликтов и перевоспитания являются семейные советы. Кроме того, семейные советы — это чудесный повод регулярно собираться семьей, наслаждаться обществом друг друга, укреплять семейную гармонию, делиться мыслями и заботами в дружеской атмосфере.

Существует масса тем для обсуждения на семейных советах.

Вот некоторые из них.

     лаживание конфликтов между братьями и сестрами.

  • Рассмотрение повторяющихся проблем или ненадлежащего поведения.
  • Принятие решения о времени просмотра телепрограмм и времени ложиться спать.
  • Обсуждение планов на отпуск.
  • Объявление о семейных событиях.
  • Празднование знаменательных событий в жизни каждого члена семьи.
  • Возможность поделиться сомнениями.
  • Пересмотр семейных правил, времени отхода ко сну, времени работы на компьютере, распределения домашних обязанностей, сумм карманных денег.

 

 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стэнли Куперсмит, автор книги The Antecedents of Self-Esteem ("Происхождение чувства собственного достоинства") провел исследование: по определению условий, укрепляющих чувство собственного достоинства, и выявил три важных фактора. Во-первых, он установил, что дети с высоко развитым чувством собственного достоинства отчетливо понимают, что их любят безусловно и безоговорочно. Во-вторых, это дети, выросшие в семьях с четкими и справедливыми правилами, которые последовательно проводились в жизнь родителями, поэтому они знали, чего от них ждут. В-третьих, поскольку родители не жалели времени на то, чтобы выслушать своих детей и обратит внимание на их мысли, они выросли с уверенностью, что их мнение уважают и к нему прислушиваются. Родители, любовь которых выражает признание, ясные и справедливые ожидания, а также уважение, вырастили детей, которые не только верят в себя, по и ведут себя хорошо. Как бы вы оценили эти предпосылки для воспитания чувства собственного достоинства в нашей семье? Запишите в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения, как улучшить эти условия, если они недостаточно хороши.

 Основы успешных семейных советов

В начале семейного совета можно объявить о предстоящих семейных событиях, выяснить планы каждого члена семьи, такие как запланированные игры, поездки, экзамены, визиты к врачу, вечеринки или школьные мероприятия. Во многих семьях заводят небольшую коробку, куда члены семьи кладут записки с предложением тем для обсуждения на следующем семейном совете. Вот пять важнейших принципов успешного проведения семейных советов; подкорректируйте их с учетом особенностей своей семьи.

 

       1.  Сделайте встречу демократичной. Цель семейных встреч — привлечь детей к участию в них, поэтому важно дать детям почувствовать, что с их идеями считаются. Во время этих встреч поощряйте ребенка высказывать свое мнение, воздерживаясь от комментариев. Во время семейных встреч рассматривается мнение каждого члена семьи; каждый имеет право быть выслушанным и поделиться любой проблемой или сомнениями.

 

  1.     Определите правила принятия решений. Обычно решения принимаются большинством голосов, однако некоторые специалисты считают, что решение должно приниматься после единодушного одобрения. Решения, принятые на семейной встрече, должны выполняться, по меньшей мере, до следующей встречи, на которой их можно изменить.

 

  1.    Планируйте регулярные встречи. Большинство специалистов предлагают проводить еженедельные семейные встречи по 20–30 минут для детей младшего возраста и более длительные — для детей постарше. Наклейте записку с напоминанием о встрече на холодильник или доску объявлений и обяжите всех присутствовать на ней.

 

  1.   Чередуйте роли во время встреч. Один из способов помочь детям активно участвовать в семейных встречах — перераспределять роли каждую неделю. Вот несколько вариантов ролей: председатель, открывающий и закрывающий встречу и следящий за соблюдением плана встречи; парламентарий, следящий за соблюдением правил; ответственный за планирование встреч, объявляющий дату и время следующей встречи; секретарь, делающий записи по ходу встречи. Дети младшего возраста могут записывать ход встречи на магнитофон.

 

  1.  Создайте веселую атмосферу семейной встречи. Не проводите встречи лишь для обсуждения проблем; по прошествии какого-то времени дети станут избегать их. Напротив, старайтесь делать их веселыми и интересными. Мне рассказали, что в одной семье встречи начинаются с того, что все члены семьи по очереди хвалят друг друга за хорошие поступки, совершенные в течение недели. Завершите встречу чем-то приятным: подайте десерт, поиграйте всей семьей в карты, монополию, волейбол или футбол либо посмотрите вместе хороший фильм.

 

Используйте семейные встречи для решения проблем и улаживания конфликтов

 Семейные встречи могут стать лучшим средством решения семейных проблем. Это также великолепный способ ознакомить ребенка с процессом разрешения конфликтов на примере настоящей проблемы в семье или плохого поведения. Предлагаем пять шагов процесса разрешения проблемы. Научите детей этим шагам, чтобы они могли сами выйти из затруднительного положения, если вас не окажется рядом.

 

  1.     Сформулируйте проблему. Выберите периодически повторяющуюся конфликтную ситуацию между членами семьи, например выполнение ежедневных обязанностей, время отхода ко сну, пользование телефоном, компьютером, телевизором. Соберите факты, определите причастных, выясните, как к этому относятся другие члены семьи. Назначьте время семейной встречи и изложите на ней проблему, например: "Есть жалобы по поводу компьютера. Некоторые пользуются компьютером дольше, чем другие, или играют в игры, когда другим компьютер нужен для выполнения домашнего задания. Давайте найдем справедливое для всех решение проблемы". Во многих семьях есть "коробка для проблем" — маленькая коробка с крышкой, куда члены семьи кладут записки с описанием проблемы, которую они хотели бы обсудить на следующей семейной встрече.

 

  1.        Изложите свое мнение и выслушайте других. Каждому члену семьи дается возможность высказать свое мнение и выслушать мнение других. Повторите правила таких встреч: не перебивать, уважать мнение каждого, не унижать. Затем по очереди выслушайте каждого члена семьи. Полезно повторить высказанное мнение: "Бен считает, что не следует играть в компьютерные игры тогда, когда компьютер нужен ему для выполнения домашнего задания" или "Папа считает, что у тех, кому нужно раньше ложиться спать, нет возможности поиграть на компьютере".

 

  1.   Предложите принять решение. Теперь появляется возможность разрешить проблему. Начните с того, что заново сформулируйте проблему (иногда после того как все выскажутся, формулировка меняется), а затем попросите предложить возможные пути ее решения. Кто-то может выполнять функции секретаря и записывать высказанные мысли до тех пор, пока дети не исчерпают все возможные варианты или вы не заметите, что их интерес угасает. Вот варианты решения проблемы, как пользоваться компьютером: составить график пользования компьютером; младшие дети пользуются компьютером после школы; установить время работы с компьютером; купить еще один компьютер; каждый день разыгрывать очередность работы с компьютером, вытаскивая спички; менять очередность работы с компьютером.

 

  1.   Сузьте круг возможных решений. Рассмотрите все возможные решения и начните отбрасывать варианты: "Есть ли какое-то решение среди предложенных, без которого вы действительно не можете обойтись? Если есть, то скажите, какое и почему". Такой вопрос поможет всем понять отношение и сомнения других. Варианты, против которых члены семьи обоснованно возражают, можно вычеркнуть. Варианты, которые родители не хотят даже обсуждать, автоматически отбрасываются. Например, покупка еще одного компьютера может быть неприемлемым решением; такое решение имеет финансовые последствия для вас, а не для остальных членов семьи.

 

  1.   Примите окончательное решение. И последний шаг — принять самый лучший вариант и попросить всех выполнять его условия. Самое лучшее решение — то, с которым согласно большинство. Во многих семьях принято записывать выбранное решение, все члены семьи подписываются под ним, после чего оно вывешивается для напоминания. Назначьте время следующей встречи, чтобы оценить эффективность выбранного варианта и, если необходимо, разработать план его корректировки. Вот как была разрешена проблема с компьютером: "Все записываются на определенное время работы с компьютером в понедельник. Придерживайтесь этого времени до следующей семейной встречи, когда сможете изменить его. Есть два дополнительных часа каждый вечер после восьми для выполнения домашней работы. Ким и Роб будут работать на компьютере до ужина, потому что у них нет домашних заданий".

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ

Я желаю вам всяческих успехов в борьбе с плохим поведением. Вам гарантирован тернистый путь, порой очень трудный, но это и есть воспитание. Это может стать самой сложной задачей для вас и, безусловно, самой важной.

 Одна из основных задач в нашей жизни — помочь детям стать счастливыми, уверенными в себе, знающими, как себя вести достойно. Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка. В сущности, это самая высокая цель.

 Будьте настойчивы. Вы боретесь за справедливое дело. Рассматривайте эту книгу как необходимое средство в вашей борьбе, а меня — как своего постоянного помощника.

 

 


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел МИШЕЛЬ БОРБА. НЕТ ПЛОХОМУ ПОВЕДЕНИЮ. 38 ПРОБЛЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ.
Соседние подразделы:
ЯНУШ КОРЧАК "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?"
Книга известного польского врача, педагога и общественного деятеля о безграничной и безусловной материнской любви. О любви к детям....

КУПИТЬ КНИГУ

255 Р

Тренинг для родителей

1500 рублей

Тренинг "Школа без потерь"

1500 рублей

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Книга "Пишу сердцем"

500 Р

Курс "Пишем сердцем"

5 000 рублей